АМПУ ставить під загрозу роботу всієї акваторії Херсонського порту - інтерв'ю зі стивідорами

  • 18 вересня 2020, 10:09

Директор «Максігрейн Україна» Сергій Губарєв, заступник директора з розвитку «Максігрейн Україна» Валерій Крупко, директор «Дніпровського терміналу» Валерій Буріев, директор «НСК-Агро» Костянтин Ніжняковскій, а також комерційний директор ХДЗ «Паллада» Юрій Душейко в інтерв'ю сайту «Агрологістика» про те, що сьогодні відбувається в Херсонському порту.

На цьому тижні ринок річкових і морських перевезень розбурхала заява Координаційної ради стивідорів Херсонського порту (об'єднує 9 компаній) про намір АМПУ закрити для вантажних операцій всі якірні стоянки в акваторії порту, залишивши тільки одну.

Сайт «Агрологістика» вирішив поспілкуватися з керівниками цих підприємств, які також є членами Ради морського порту Херсон, щоб отримати інформацію з перших вуст про те, що насправді відбувається в Херсоні.

Нашими співрозмовниками стали директор «Максігрейн Україна» Сергій Губарєв, заступник директора з розвитку «Максігрейн Україна» Валерій Крупко, директор «Дніпровського терміналу» Валерій Буріев, директор «НСК-Агро» Костянтин Ніжняковскій, а також комерційний директор ХДЗ «Паллада» Юрій Душейко.

– Когда стало известно о том, что АМПУ планирует оставить действующей только одну якорную стоянку на рейде ХМТП?

Константин Нижняковский, директор «НСК-Агро»: Сам проект обязательных постановлений был направлен членам Совета порта Херсон 21 августа путем электронной переписки. В сообщении так же было письмо приглашение о принятии участия в заседании Совета порта Херсон в режиме СКАЙП-видеоконференции.

В результате, часть членов Совета порта приняли участие в заседании онлайн, а часть, в том числе и представители Рисоил-Херсон – присутствовали лично на заседании совета порта, что сказалось на качестве коммуникации и уровне проведения самого заседания.

Читайте также Хаджішвілі: Risoil на рейді Херсонського порту - так, можливо

На Совете порта всех поставили в известность о намерении внести изменения в Обязательные постановлений по порту Херсон. Было предложено, в течении 10-ти дней, внести замечания и предложения. Связь видеоконференции была не лучшего качества, поэтому многие участники совета порта не смогли он-лайн озвучить возражения по этому вопросу. 

Новый проект Обязательных постановлений документ достаточно объёмный, при том что главы и разделы по своей тематике не соответствуют действующему постановлению, и требует достаточного количества времени чтобы разобраться и найти, что конкретно было подвергнуто изменению и какие тому причины.

До сих пор, у нас, на многие вопросы ответов нет – по-прежнему ждем разъяснений от АМПУ.

При этом, 4 сентября мы получили по электронной почте Протокол заседания Совета порта Херсон, в котором указано, что было принято решение принять новый проект обязательных постановлений в предложенной редакции ХФ ДП АМПУ. Протокол подписан руководителем филиала ГП АМПУ и секретарем Совета, т.е. решение принято без мнения, замечаний и предложений членов Совета. Так же, в разделе новостей, на сайте ХФ ГП АМПУ опубликована заметка о этом решении.

– Как происходит коммуникация с АМПУ? Есть ли от них объяснение, почему правила столь кардинально поменялись?

Константин Нижняковский, директор «НСК-Агро»: До сих пор, у нас, на многие вопросы ответов нет – по-прежнему ждем разъяснений от АМПУ.

Сергей Губарев, директор «Максигрейн Украина»: Ответов на наши обращения мы еще не получили, но считаем что ГП АМПУ должно четко выполнять возложенную на него миссию, а именно: «обеспечение всем субъектам (государственной, частной и иной формы) равноправного доступа к стратегическим объектам портовой инфраструктуры», а не создавать дискриминационные условия. Вызывает вопросы мотивация действий  ГП АМПУ, что спустя очень короткое время, после назначения нового руководителя Херсонского филиала, он первым делом бросается на борьбу с рейдовой перевалкой. 

Склады "Максигрейн" в Херсонсом порту

Фото: Склады "Максигрейн" в Херсоне

– Какие именно угрозы для бизнеса вы видите?

Юрий Душейко, коммерческий директор ХГЗ «Паллада»: Государственный судостроительный завод «Паллада» непосредственно сам не занимается перевалкой грузов, мы получаем доход от предоставления доступа к причалу, и получаем плату за каждую переваленную тонну. Это позволяет нам заработать дополнительные средства, необходимые государственному предприятию. Глубины у причала судостроительного завода «Паллада» часто не позволяют загрузить судно на полную грузовместимость.  

Суда, которые подходят к нашему причалу, грузятся где-то на 80%, остальное нужно догружать на якорных стоянках внутреннего рейда Херсонского порта. Но такой незначительный объем догружать, перейдя дальше к причалам АМПУ, смысла нет. 

– Как отразиться то, что останется только одна якорная стоянка, на работе Херсонского морского порта (акватории)? Значит ли это, что грузопотоки пойдут через причалы самого ХМТП как портового оператора?

Юрий Душейко, коммерческий директор ХГЗ «Паллада»: Скорее всего, грузы просто уйдут в другой порт – в Николаевский. В ГП «ХМТП» недостаточно мощности для хранения зерновых. Если брать все грузы, которые переваливаются на соседних терминалах (продукты переработки), то площадок для хранения в самом морском порту просто не хватит. Другие терминалы, помимо «ХМТП», имеют склады и другие мощности на более чем на 250 тыс. тонн.

Скорее всего, грузы просто уйдут в другой порт – в Николаевский. В ГП «ХМТП» недостаточно мощности для хранения зерновых.

– А какие могут быть финансовые потери для акватории, есть ли расчеты?

Валерий Буриев, директор «Днепровского терминала»: С рейдовой перевалки Херсонский филиал АМПУ в прошлом году получил около трех миллионов гривен, только от наших грузов. А суммы, которые уплачивает судовладелец в виде обязательных портовых сборов, при заходе в акваторию Херсонского порта – это как минимум 100 миллионов гривен в год. Поэтому действия АМПУ совершенно не логичны.

Днепровский терминал

На фото: Днепровский терминал

– Сооснователь компании Risoil Шота Хаджишвили (концессионер ХМТП) называл терминалы, которые догружают суда на якорных стоянках порта, камышовыми – мол, они работают незаконно и не платят налоги в необходимом объеме. Если говорить безотносительно какого-либо Херсонского терминала, вы видите основание для такого обвинения?

Сергей Губарев, директор «Максигрейн Украина»: Если говорить о «Максигрейн Украина», то наш терминал был создан на базе бывшего домостроительного комбината, и чтоб перепрофилировать его деятельность в перевалку с/х продукции были инвестированы значительные средства и по сегодняшний день  мы постоянно инвестируем в развитие терминала.

Мы довели мощности по перевалке до 60 тыс. тонн, модернизировав склады и технологию размещения грузов, увеличили мощности приёмки вагонов до 20 в сутки, что позволяет обрабатывать маршрутные поставки за 48 часов. Наш терминал имеет современную зерновую лабораторию, и мы строго следим за качеством продукции и качеством наших услуг, как признание этого с нами многие годы сотрудничают крупные мульти-национальные трейдеры, производители и экспортеры.

Наш терминал, как и многие другие терминалы, появились не из «камышей», а в результате реализации инвестиционных проектов, в которые средства вложили не только местный бизнес, но и иностранные компании. Эти терминалы появились не вопреки работе Херсонского морского порта, а были созданы чтобы поддержать растущие запросы рынка, где все понимали, что мощностей терминалов, оперирующих у причалов АМПУ попросту не хватит перевалить весь грузопоток, тем самым существовал запрос рынка, а бизнес на него реагировал.

Стоит отметить, что компания «Максигрейн» занимает одно из лидирующих мест по объемам перевалки хлебных грузов в акватории Херсонского морского порта, самые крупные суда в акватории Херсонского порта за прошлый год (DWT 28000 MT )и в этот сезон (DW 16648 MT) были отгружены с нашего терминала. В целом за прошлый год, только наш терминал отгрузил 77 судов, из них 60 % работ выполнялась на якорных стоянках.

– Уточнений, кто именно работает таким образом не было…

Валерий Буриев, директор «Днепровского терминала»: А не помешало бы уточнить. Наша компания также инвестировала в то, чтобы превратить бывший консервный завод в современный терминал с собственными причалами, уровню технического оснащения которого могут позавидовать многие глубоководные терминалы. Три года назад вложились в капитальный ремонт железнодорожных путей и стрелочных переводов, полностью переоснастили терминал современной техникой. «Днепровский терминал» оказывает не только услуги по перевалке зерновых грузов, но и генеральных грузов, металлолома, щебня, строительных материалов и это на протяжении 14 лет. Наш терминал, оперирует 3 причалами с глубинами 4,5 м. и механизированными складами, общим объемом свыше 35 000 тонн.

На сегодня Днепровский терминал – равноправный участник рынка перевалки в акватории. Нам доверяют свои грузы многие компании, наши дальнейшие планы развития тесно связаны как с развитием Херсона, как устьевого порта, так и дальнейшим развитием акватории Херсонского морского порта. 

Если кто то публично заявляет, что где-то «ведется закупка за нал», обвиняет должностных лиц в коррумпированности и видит вопиющие нарушения законности, то порядочным шагом было бы написать заявление, как минимум, в полицию, иначе это - "умышленное распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающее его деловую репутацию". 

– Есть ли возможность каким-то образом видоизменить логистику – отправлять баржи на ту же Банку Трутаева?

Валерий Крупко, заместитель директора по развитию «Максигрейн Украина»: Возможности нашего терминала позволяют работать с баржами большинства типов и классов, глубины по р. Кошевая являются достаточными для проводки большинства баржебуксирных составов в направлении Очакова. Наши причалы освидетельствованы регистром, имеют производительное судо-погрузочное оборудование и, в перспективе мы могли бы говорить и о возможности приема судов смешанного класса «река-море». Мы готовы оперативно реагировать на запросы рынка и в этом направлении, но факт в том, что акватория Херсонского порта, да и сам Херсон для семей наших сотрудников,  наших партнеров-стивидорных компаний, многих наших клиентов- это наш дом, и мы не хотим из него уходить. Поэтому нет гарантий, что не отстояв свои законные интересы в Херсоне, мы не столкнемся с этой же ситуацией в любом другом порту Украины.

Нет гарантий, что не отстояв свои законные интересы в Херсоне, мы не столкнемся с этой же ситуацией в любом другом порту Украины.

– Падение по перевалке зерновых есть и в других портах – все-таки этот год не урожайный. Выходит, что проблема с якорными стоянками будет не такой острой…

Сергей Губарев, директор «Максигрейн Украина»: Акватория Херсона, это не только экспорт зерновых, сегодня это один из центров импорта строительных грузов и минеральных удобрений, а эти операции требую работы сугубо у причалов. Рейдовая перевалка Херсону нужна, нужны и якорные стоянки, безе этого не будет развития Днепра. Для грузовых операций часто не хватает мест у причалов и на рейде, а к причалам АМПУ, насколько мне известно, судно сторонние стивидоры, несмотря на заключенные договора, поставить не могут- отказывают по разным причинам. 

В этом году Херсонские терминалы остро почувствовали нехватку грузов, многие наши клиенты не смогли закупить товар, все-таки чувствуется серьезное влияние ценовой политики в глубоководных портах. Как следствие, если верить статистике АМПУ, перевалка экспортных зерновых грузов в акватории Херсонского порта составила всего 54% от прошлогодних объемов за аналогичный период, а это самое крупное падение в отрасли! На этом фоне, попытка АМПУ ограничить возможность работы на внутреннем рейде может нанести непоправимые репутационные риски для всех, без исключения, терминалов в акватории, и эффект может быть абсолютно противоположным ожидаемому…

– Будут ли грузы с речных терминалов проходить теперь мимо ХМТП на Банку Трутаева?

Валерий Буриев, директор «Днепровского терминала»: Многие речные баржи просто не смогут выйти на Банку Трутаева. Даже если мы говорим не о баржах, типа «ДМ», то все равно – далеко не все речные баржи пойдут туда.

Что в этой ситуации особо удивляет, так это полное игнорирование отдельными местными чиновниками того, что говорят первые лица государства. Премьер-министр называет имплементацию инициативы по внутреннему водному транспорту в Украине в систему европейского водного транспорта одним из пяти основных евроинтеграционных шагов правительства Украины.      

Во время пребывания в Херсонской области Президент Украины Владимир Зеленский говорит, во время поездки в Херсон о том, что нужно скорее переориентировать доставку грузов в порты водным транспортом для снижения нагрузки на автодороги. А тем временем в Херсоне составляют документ, который такие возможности убивает. Ведь акватория Херсонского морского порта – стратегическая для рейдового перегрузки с речного транспорта на морской и в обратном направлении, в этом вся суть понятия - «устьевой хаб». Нет возможности, на внешнем рейде обработать речную баржу, которая потом пойдет, например в Беларусь или поднимется хотя бы до Киева. 

– Знают ли грузоотправители об угрозе дополнительных простоев судов в ожидании перевалки, которая появилась из-за проекта постановления?

Сергей Губарев, директор «Максигрейн Украина»: Информация о том, что количество доступных якорных стоянок будет ограничено, просочилась еще до того, как проект новой редакции обязательных постановлений увидел совета порта. Мы постоянно на связи с нашими клиентами, объясняем, что это пока проект постановлений, который не прошел все стадии согласования и подписания, пока действующей остается редакция, в которой предусмотрены все якорные стоянки для работы.  К сожалению, мы не всегда можем объяснить действия, в которых нет здравых мотивов. 

– Насколько вероятно, что клиенты уйдут из-за подобных действий в «более тихие гавани»?

Сергей Губарев, директор «Максигрейн Украина»: Клиенты работают с конкретными терминалами, если их все устраивает – и стоимость, и скорость отгрузки, и уровень сервиса… Если работа продолжается годами, они не будут спешить уходить на другой терминал, пока нет угрозы их бизнесу, либо планам. Решения о смене  точки отгрузки, зачастую, принимаются экспортерами оперативнее, чем мы себе можем представить, но значительного времени требует переориентация логистических цепочек поставки товаров. Я считаю, что не нужно создавать стрессовых ситуаций на рынке, так как откатить все назад и вернуть доверие клиента к акватории будет намного сложнее и потребует значительного времени.

"Банки" "Максигрейн" в Херсоне

Фото:  "Банки" "Максигрейн" в Херсоне

– Какова вероятность, что проблемы начнутся уже скоро?

Директор «Днепровского терминала» Валерий Буриев: Если АМПУ подпишут постановления и  будет работать только одна якорная стоянка, то проблемы начнутся буквально в конце сентября. Мы тогда ждем подхода двух судов под погрузку, и тогда может возникнуть прецедент.

– Как именно вы боретесь сейчас за то, чтобы в акватории порта работали все доступные якорные стоянки?

Сергей Губарев, директор «Максигрейн Украина»: Создан координационный совет стивидоров Херсонского порта, в который вошел представитель и нашей компании. Основная задача деятельности координационного совета- не допустить подписание обязательных постановлений по порту в предложенной редакции путем обращения во все инстанции и координации действий.

Мы, от лица нашей компании, обратились непосредственно к главе ГП «АМПУ», главе «службы морского и речного транспорта Украины»,  министру инфраструктуры Украины, губернатору Херсонской области обратились к главе комитета по транспорту Верховной Рады Украины, написали письмо в СБУ и обращение в антимонопольный комитет. Хотим, чтобы в ситуации разобрались, оценили действия АМПУ и капитана порта, не допустили подписания обязательных постановлений в предложенной редакции. Нужна оценка как законности ограничения якорных стоянок, так и то, как это проводилось через заседание Совета. Так же мы обратились в херсонский филиал АМПУ с просьбой включить представителя нашей компании в совет порта, - большинство действующих членов совета порта выражают нам поддержку в этом вопросе, надеемся принять участие в обсуждении, как участники процесса. 

– В какие еще инстанции вы планируете обращаться по этому вопросу?

Директор «Днепровского терминала» Валерий Буриев: Мы готовимся отстаивать свои интересы, если понадобиться, в судебном порядке. Также обратимся в Антимонопольный комитет Украины, но он будет долго рассматривать вопрос, а принимать меры нужно уже сейчас. Мы все-таки надеемся на то, что сможем выйти на конструктивный диалог с АМПУ. И что то, что эта проблема стала обговариваться публично, повлияет на чиновников. Мы готовы к открытому диалогу и ждем этого и от чиновников.

Андрей Муравский



Читайте також