5 трендов речной логистики Украины 2020 года

5 трендов речной логистики Украины 2020 года

В прошлом году речные перевозчики столкнулись с острым дефицитом грузов, значительно наращивали объемы своего флота и инвестировали в напольные склады. В то же время лобби трейдеров оказалось сильнее лобби перевозчиков в соревновании вокруг «речного» законопроекта.

В прошлом году речные перевозчики столкнулись с острым дефицитом грузов, значительно наращивали объемы своего флота и инвестировали в напольные склады. В то же время лобби трейдеров оказалось сильнее лобби перевозчиков в соревновании вокруг «речного» законопроекта.

В процессе подготовки к "Речному Форуму 2021" мы традиционно попытались определить пять главных трендов рынка речных перевозок прошлого года. Все они станут предметом детального обсуждения во время дискуссионных панелей Форума. А пока что опишем эти тренды несколькими предложениями. 

Обострение конкуренции на рейдовой перевалке

В прошлом году выросли объемы рейдовой перевалки на Банке Трутаева у Очакова и на других точках. Полный 2020-й год эксплуатировала перегружатель Nibulon Max компания «НИБУЛОН». Этот крупнейший плавучий кран в Украине (длина - 140 м) был спущен на воду весной 2019 года. Для «НИБУЛОНа» он позволяет увеличить объемы перевалки грузов непосредственно собственным флотом до 4-5 млн тонн в год. Компании, которые сегодня занимаются перевозками, рассматривают возможность в будущем приобрести собственные плавкраны, чтобы предлагать комплексную услугу.

«United Barge Company» в прошлом году впервые в Украине осуществили операцию Ship-to-Ship по догрузке с баржи на морской танкер на внешнем рейде Николаевского порта подсолнечного масла. Операция, которая длилась сутки, позволила значительно уменьшить расходы на фрахт всего судна и избежать захода в еще один порт. Компания также впервые в Украине провела операцию, когда морской танкер полностью загрузили маслом с барж без использования наземных терминалов, что является давно обыденной реальностью для зерна, но не масла. UBC намерена при благоприятных условиях установить на банке Трутаева свою баржу-накопитель.

На рейде же Херсонского морского порта в прошлом году наблюдалась ожесточенная борьба. Администрация морских портов Украины в проекте приказа о «Обязательные постановлениях по морскому порту Херсон» предусмотрела прекращения погрузочно-разгрузочных работ на всех якорных стоянках, кроме одной. Это могло существенно сузить возможности нескольких терминалов, которые «завязаны» именно на рейдовую загрузку. Проект вызвал значительный негативный резонанс на рынке и, наконец, АМПУ отказалась от такого шага.

Строительство напольных складов и силосов

В прошлом году речные перевозки не имели такого значительного спроса, как в предыдущие годы из-за того, что наземная логистика для зернотрейдеров стала более выгодной. Это стало особенно заметно после того, как грузоотправители обзавелись собственными вагонами-зерновозами. И среди автоперевозчиков обострилась конкуренция, что приводило к снижению цен. Стоит отметить, что трейдеры делали ставку на маршрутные железнодорожные перевозки.

Тем не менее, операторы речного флота убеждены, что со временем перевозки по внутренним водным путям будут снова расти. «НИБУЛОН» продолжает развивать речную логистику, и в прошлом году построил на Днепропетровщине терминал мощностью хранения 76 тыс. тонн. «Зеленодольский филиал» может отгружать на барже 12 тыс. тонн зерна в сутки. Кроме того, «НИБУЛОН» расширил мощности терминалов в Голой Пристани (Херсонская обл.) и Вознесенске (Николаевская обл.), добавив силосы с емкостью 22 тыс. тонн на каждом из них. Мощности Голопристанського филиала выросли до 97,9 тыс. тонн, а Вознесенской - до 97,9 тыс. тонн.

Другие компании, которые развивают речную логистику, пока идут несколько иным путем, чем «НИБУЛОН». Они ищут площадки на Днепре, где можно сначала использовать мобильное перегрузочное оборудование, а в дальнейшем инвестировать в строительство складов. Пока остается тенденция к строительству напольных складов.

Недавно на рынке заявила о себе группа компаний G.R. Agro, которая начала работу на речном зерновом терминале в Верхнеднепровском районе Днепропетровской области. G.R. Agro рассказала о намерениях в дальнейшем развивать речную логистику и инвестировать в создание речных терминалов. Уже на этот год планы построить силосы на 15 тыс. тонн на той площадке, который группа компаний уже эксплуатирует.

Обновление флота

Украинские судовладельцы в 2020 году увеличили речной флот. Свои программы продолжили выполнять такие компании, как «НИБУЛОН», «Грейн-Трансшипмент», «АгроВиста». Так, «НИБУЛОН» построил три портовых буксира, три несамоходных судна-площадки проекта В1500, баржу проекта NBL-91 и два специализированных самоходных судна. «Грейн-Трансшипмент» получил в этом году две баржи грузоподъемностью по 2300 тонн.

В течение года на «Дунайсудосервис» и «Дунайсудоремонт» строили для холдинга «АгроВиста» крупнейшую в Украине баржу D-6000, которая способна одновременно перевозить 6000 тонн зерна, и осенью заказчик начал ее эксплуатировать. Килийский судостроительно-судоремонтный завод построил для Украинского Дунайского Пароходства баржу грузоподъемностью 2000 тонн, построенную из лихтеров-доноров.

Кроме того, в прошлом году «Аскет-Шиппинг» приобрел буксир-толкач для проводки своих двух барж, которые могут одновременно перевозить 8000 тонн груза. Теперь компания, которая имеет терминалы в Запорожье и Днепре, сможет самостоятельно доставлять зерновые грузы на Банку Трутаева и в морские порты.

А судоходная компания Argo Shipping Group осенью взяла в бербоут-чартер с правом выкупа судно Monte Rosa A. дедвейтом более 3700 тонн. Судно было построено в Турции в 2006 году, и в ближайшие годы компания, которая сейчас оперирует флотом из 13 единиц, намерена обновить его полностью. Что должно сделать компанию более конкурентоспособной, ведь грузоотправители предпочитают именно более младший и надежный флот.

Законодательное урегулирование отрасли

2020-й год прошел для речных игроков в законодательной борьбе – Верховная Рада вернулась к рассмотрению законопроекта «О внутреннем водном транспорте» и весной приняла его в первом чтении. Поскольку в законопроекте был заложен допуск к работе в каботаже иностранного флота, украинские перевозчики активизировали свою работу, доказывая ошибочность такого шага на всех возможных уровнях. Второе чтение переносилось и даже создавалось впечатление, что в 2020 году у депутатов руки уже не дойдут. Тем не менее, в декабре законопроект прошел второе чтение и «под елочку» его подписал уже и Президент Украины.

Изменения в законодательстве заставляют бизнес пересмотреть свои инвестиционные программы. Так, паузу взяла компания «Грейн-Трансшипмент», которая намеревалась уже в 2021 году строить две баржи по 5000 тонн. В компании отмечают, что для того, чтобы дальше осуществлять инвестиции, нужно понять, как изменится рынок с изменением законодательства. Тем более, что большое значение имеют подзаконные акты, которые еще только будут приниматься в теяение этого года. 

Перевозчики, чей флот сейчас работает под украинским флагом, уже скоро могут начать переводить его в более удобные юрисдикции, чтобы на равных конкурировать с флотом, который зайдет из-за границы после вступления в силу соответствующих норм принятого закона. Подробнее о том, как кто готовятся к изменениям на рынке, мы будем обсуждать на Речном форуме 2021, который пройдет в Киеве 18 марта и соберет ключевых игроков.

Потеря объемов перевозок зерна и минеральных удобрений

Прошлый год выдался тяжелым для речных игроков. Стабильный рост год за годом давали зерновые грузы, которые транспортировали на рейдовую перевалку с терминалов в Светловодске, Днепре и в других городах или же вывозили судами река-море сразу в иностранные морские порты.

Но 2020-й оказался не таким урожайным: Украинские аграрии собрали 65,4 млн тонн, в то время как в 2019-м -75,1 млн тонн. Поэтому, если в 2019 году речной флот перевез рекордные 11,8 млн тонн, то в 2020-м - уже 11,2 млн тонн. «Обвалиться» статистике не дали в первую очередь строительные материалы (+ 12,4%, до 5,8 млн тонн) и продукция металлургов, (+ 7%, до 1,8 млн тонн). Зерновых перевозки уменьшилось на 27,3%, их перевезли 3,5 млн тонн.

Отметим также потерю рекой такого груза, как минудобрения. Существенно увеличились объемы таких перевозок в 2018 году, когда были введены антидемпинговые пошлины на удобрения из России и КАС, карбамид, селитра и прочее активно пошли к нам из других стран. Импортеры выстраивали логистику по-разному, в том числе – и с использованием речного флота. Компания «Белор Украина» даже приобрела для перевозок по Днепру жидкого удобрения танкер емкостью 500 тонн. Однако автотранспорт стал более выгодным для перевозок биг-бегов с удобрениями, чем флот, так что такие каботажные перевозки сошли на нет. 

Впрочем, удобрения продолжают попадать в речные порты, однако, идут напрямую из Болгарии или Грузии в трюмах судов река-море. Отгрузка происходит не только на причалы устьевых портов, но и на терминалах вверх по реке Днепр. Более того, осенью прошлого года судно Aspro дошло с партией нитрата аммония, загруженного в болгарском Бургасе, в Переяслав-Хмельницкий в Киевской области. Часть груза, 800 тонн, оно оставило в Каменском Днепропетровской области, а 1600 тонн в биг-бегах были перегружены на авто уже в Переяславе. В обратном направлении судно отправилось уже с партией импортного груза, погрузили на той же площадке.

18 березня запрошую усіх учасників ринку річкових перевезень та вантажовідправників на «Річковий Форум 2021: вантажі, перевізники, термінали». Захід пройде вже втретє. Цього року головні теми Форуму: "Де брати додаткові вантажі для річкових перевезень" та "Як жити в нових реаліях ринку після прийняття річкового закону". 

«Річковий Форум» завдяки високому рівню учасників відразу став головним майданчиком галузі, де обговорюється реальний стан справ річкових перевезень, їх перспектива, проблеми та шляхи вирішення, знаходяться партнери.

Відгуки учасників «Річкового Форуму» минулого, 2020-го року читайте за лінком

Форум традиційно складатиметься з дискусійних панелей. Програма Форуму та реєстрація доступні за лінком