Как принимали законопроект "О внутренних водных путях"

Верховная Рада Украины приняла во втором чтении законопроект №1182-1-д «О внутреннем водном транспорте». Работу над этим проектом закона новая власть начала еще в сентябре 2019 года, впрочем, его содержание, по сути, копирует аналогичный проект №4319 Партии Регионов десятилетней давности.

Больше года бизнес-сообщество пыталась достучаться до чиновников и предоставляла предложения и поправки в законопроекту, однако замечания по критическим пунктам руководители и чиновники транспортной сферы так и не учли.

Я лично был на рабочем совещании, которое Президент Украины Владимир Зеленский проводил 21 августа этого года в Николаеве. Тогда я обратил внимание на вопиющие моменты законопроекта, а также на существующие проблемы внутреннего водного транспорта в Украине. Дискуссия была живая и оживленная и, как мне показалось, Президент и все высокопоставленные чиновники поняли, какую деструктивную позицию в этом вопросе занимают народные депутаты, ведь таких схем по сей день никто из депутатского корпуса еще не создавал.
Президент, на мой взгляд, дал правильные поручения, в частности, Министру инфраструктуры, председателям комитетов ВРУ, лично Давиду Арахамия детально разобраться в этом вопросе. Я, было, понадеялся, что раз уже достучался до высшего должностного лица в Украине и он дал соответствующие поручения, то процесс точно сдвинется с места. Но сейчас чувствую большое разочарование.

Очевидно, все чиновники докладывают Президенту о якобы согласовании, о проведении совещаний, а на самом деле банально обманывают всех. Откровенно скажу, что они тунеядцы и зря проедают деньги.

Бизнесу трижды якобы представили уже доработанный проект закона. Почему якобы? Потому что текста законопроекта не было!
2 сентября так называемую презентацию провели во время встречи в Министерстве инфраструктуры, на следующий день встреча была уже в Офисе Президента, а 14 сентября состоялось рабочее совещание Комитета ВРУ по вопросам транспорта и инфраструктуры по обсуждению предложений и поправок к законопроекту № 1182-1-д. Лишь 29 сентября на сайте ВРУ появился текст законопроекту №1182-1-р, и бизнеса снова стало понятно, что его никто не услышал и критически неприемлемы позиции не учел.

Я решил достучаться до главы Верховной Рады Украины, и 30 сентября официальная встреча состоялась. Я обосновал свою позицию, исчерпывающе ответил на все его вопросы и обратил внимание на вопросы, которые необходимы для защиты интересов Украины, украинского бизнеса и украинского флага, для развития украинского судостроения, внутренних водных путей. Председатель ВРУ дал соответствующие поручения председателям комитетов ... После этого последовал ряд закрытых совещаний, без привлечения бизнеса.
Получается, что я снова зря потратил свое личное время, ведь украинский бизнес никто не слышит, не понимает, а схемы будут жить.
В результате имеем те же критически неприемлемые для бизнеса недостатки, история которых тянется еще со времен Партии регионов.

1. Остался свободный допуск судов под всеми флагами мира к внутренним водным путям Украины. Это игнорирование Конституции Украины относительно евроинтеграционной политики, вплоть до полного членства Украины в ЕС. Игнорирование Закона «Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» по выполнению Постановлений 3577/92 / ЕС и 3921/91 / ЕС. Игнорирование ст. 136 Соглашения об ассоциации Украины и ЕС и действительных договоров о допуске на ВВШ и международного принципа взаимного допуска к ВВШ.

Таким образом, наличие ст. 53 в ее нынешнем варианте, при увеличении грузопотока на 20 млн тонн (под иностранным флагом благодаря конкурентному преимуществу), приведет к 3,4 млрд. грн. потенциальных потерь для бюджетов всех уровней и дополнительных 500 млн грн. прямых дополнительных расходов на шлюзование и прохождения мостов судами под иностранным флагом.
Мининфраструктуры продолжает политику вытеснения в другие юрисдикции флота, даже государственного. На 100% государственная компания «Украинское Дунайское пароходство» строит флот под другими флагами.

2. Министерство и Комитет проигнорировали Указ Президента по оптимизации портовых сборов и дерегуляционное распоряжение КМУ, которым предусмотрена отмена портовых сборов для каботажа в отношении судов с осадкой не более 4 м. Зато Комитет предложил схему ухода портовых сборов при осуществлении международных рейсов и необоснованно увеличил осадку до 4,5 м (для старых российских судов, которым скоро запретят работу в РФ). Потери ГП «АМПУ» оцениваются в более миллиарда гривен, а 80% этих средств попадают в госбюджет в качестве дивидендов госкомпании.

3. Очевидно, экология будет уничтожена. Пп. 2 п. 4 Заключительных и переходных положений закона предусматривает возможность свободного сброса судовых сточных вод на ходу, что противоречит экологическому законодательству Украины и здравому смыслу. Украина на 125-м месте из 180-ти стран по запасам питьевой воды на душу населения. Водой реки Днепр пользуется более 10 млн жителей Украины и более 10 тыс. предприятий. Предложено использовать системы очистки по стандартам сброса в морскую соленую воду. Более того, в Украине нет возможности обеспечить контроль выброса сточных вод на ходу, тем более с одновременным анализом степени очистки.
Комитет по вопросам экологической политики, Минэкологии и Министерство здравоохранения против таких новелл, однако их позиции проигнорированы.

4. Комитет транспорта проигнорировал Экспертов ЕС и Комитет по вопросам интеграции Украины с ЕС в части рекомендаций по имплементации Директивы 2003/96/ЕС, которая предусмотрена Приложением XXVIII Соглашения об ассоциации. Ст. 15 Директивы дает возможность государствам компенсировать акциз на топливо для внутреннего судоходства, ведь каботаж судов смешанного района плавания (река-море) под флагом Украины, которые ходят по Днепру, становится неконкурентным, поскольку цена горючего для них составляет $720/т (платят акциз и НДС). Другой флот их при осуществлении прямых международных рейсов из/в реки не платит и получает конкурентное преимущество в $ 320/т горючего. И это при имеющихся преференциях пребывания в оффшорных юрисдикциях.

Рассмотрим ситуацию на следующем примере. Каждый международный рейс в Кременчуг и обратно - это 30-50 тонн использованного горючего и еще 150-170 тонн судовых припасов горючего, которые могут оседать уже в теневом рынке нефтепродуктов или использоваться судами в каботаже как элемент конкурентного преимущества. Дополнительные 20 млн тонн грузов – это более 4 тыс. рейсов, равные 600-680 тыс. тонн потенциального теневого рынка топлива без уплаты НДС и акциза. А это около 10% всего рынка дизтоплива Украины

Как следствие, теневой рынок дизельного топлива удвоится. Потери бюджета потенциально составят 4,2 млрд грн. Зато перевалка в нейтральных водах станет элементом обхода санкций в отношении Крыма и будет стимулироваться схемами Комитета по вопросам транспорта ВРУ и МИУ для миллиардных потерь госбюджета Украины.

5. Комитет транспорта проигнорировал все бизнес-сообщество и необоснованно зарегулировал деятельность на ВВШ новыми разрешительными механизмами. Информационный реестр объектов инфраструктуры превращен в разрешительный механизм с «драконовскими» штрафами для владельца инфраструктуры, судовладельца и капитана судна (ст. 26, ст. 74). Предполагается подтверждение компетенции для ФЛП, если они осуществляют перевозки знакомых, родственников или собственного багажа и груза (п.44 ст.1, ст.55) и штрафы до 150 тыс. грн (ст.74).

Основные замечания таких ассоциаций, как ЕБА и АСС, которые лояльно относятся к политике либерализации флага (хотя это и противоречит правовым моделям США и ЕС), учтены только частично, ведь закон:

- требовал глубинной доработки терминологии (отсутствует определение понятия «коммерческий рейс»; термин «РИС» - до сих пор отдельная служба, а не система (программный продукт), термин «ВВП» не соответствует международным документам, термин «порт» - до сих пор субъект хозяйствования, а не территория и т.п.);

- не соответствует мерам политики структурных реформ по дерегуляции (Реестр объектов инфраструктуры ВВП – разрешительный, тогда как даже в морской отрасли он информационный и в диспозиции ст. 26 он декларировался как информационный, кроме этого не соответствует уже упомянутому п. 105 Распоряжения КМУ № 1413-р и т.п.);

- фактически усложнил ведения бизнеса «драконовскими» штрафами, которые не учитывают технологические процессы, начиная от допустимых погрешностей при дноуглублении и заканчивая информационной целью создания реестров.

Читаю в СМИ, что Украина в текущем году должна была получить от международных финансовых организаций финансирование в размере $6 млрд, но не получила и половины. Государство ищет средства на преодоление экономического кризиса, зато МИУ и транспортный комитет ВРУ создает схемы, которые приведут к многомиллиардным потерям.

Читателям и правоохранительным органам, остается решить: сегодняшнее принятие законопроекта №1182-1-д свидетельствует о вопиющем непрофессионализме руководителей транспортной сферы Украины или об их государственной измене?