Бизнес должен объединиться для внесения изменений в «речной» закон

Бизнес должен объединиться для внесения изменений в «речной» закон

Директор компании "Виллита" о впечатлениях бизнес сообщества от "речного" закона, а также о том, почему всем операторам речного флота необходимо объединиться

Директор компании "Виллита" о впечатлениях бизнес сообщества от "речного" закона, а также о том, почему всем операторам речного флота необходимо объединиться

18 марта во время «Речного форума 2021» участники обсуждали Закон «О внутреннем водном транспорте». Высказывали свои мысли, не сдерживая эмоции, в том числе – и отрицательные. И это понятно, ведь если эта навигация будет проходить для рынка в обычном режиме, то уже следующая – под влиянием новых законодательных норм. Основная из которых – это допуск к работе в каботаже флота под иностранным флагом. Причем те условия, в которых будут работать иностранные судовладельцы, лучше условий, которые созданы для судовладельцев национальных.

Почему же так произошло? Почему Верховная Рада приняла закон, который вредит компаниям, которые обеспечивают работой украинском и обеспечивают поступление в государственный бюджет?

Лично у меня сложилось впечатление, что Закон о водном транспорте создавали для того, чтобы решить проблемы государственного сектора или «облегчить жизнь» государственным предприятиям, которые обслуживают реки, получить возможность более тщательно контролировать грузопоток на реках, эффективнее реализовать песок от дноуглубления ... Проблемы же бизнеса оставили решать самостоятельно. Хотя и подают закон как такой, какой улучшит условия для работы судовладельцев. Мол, радуйтесь: мы же сделали бесплатным и шлюзование, и поднятие мостов через Днепр...

Все это хорошо, но нивелируется допуском флота под иностранным флагом в каботаж. Совершенно очевидно, что такие судовладельцы имеют не только преимущество благодаря меньшим налогам, но и преимущество в виде доступа к дешевым европейским кредитам. И это крайне важно, ведь последние годы украинский речной флот пополнялся новыми единицами за счет банковских кредитов, однако, сейчас владельцам приходится приостанавливать свои программы, потому что иностранные компании могут получить кредит под меньшие проценты, чем украинские компании.

Соответственно, если ты даже хочешь оставить судна под украинским флагом и платить те же налоги, которые платил раньше, возможности взять такой же выгодный кредит, как у конкурентов, у тебя нет. Хочешь получить такую возможность – регистрируйся в Европе, основывай компанию-нерезидента и ходи по Днепру уже под флагом другой страны. На какой патриотизм надеются авторы закона, демонстрируя безразличие к украинскому инвестору?

Между тем, на реке Дунай, которая проходит через территорию Украины и Союз европейских государств, с украинским флагом не считаются. Союз европейских государств защищает в первую очередь своего судовладельца: компании, суда которых не имеют флага европейской страны, не могут загрузиться, например, в порту Константа и везти груз по территории Евросоюза.

Если украинский судовладелец под украинским флагом везет продукцию с Днепра и хочет выгрузить в румынском порту Галац, ему разрешено только перегрузить его на флот под флагом одной из европейских стран. С украинским флагом на Дунае не считаются вообще. А мы пускаем к себе флот под флагами других государств. Хотя если Днепр будет открыт для стран с другим флагом то было бы справедливо украинский флаг допустить на равных условиях работать на Дунае. Вот, например, соседняя страна Беларусь желает работать на внутренних водных путях Украины, но так же на равных условиях приглашает компании с украинским флагом работать на ВВШ Белоруссии, и это честно и прозрачно в Украину.

О том, какие угрозы для рынка речных перевозок имеет именно этот пункт (допуск иностранного флага) многократно говорили в компании «Нибулон». И поэтому в Министерстве инфраструктуры и транспортном комитете ВР стали утверждать, что против допуска иностранного флага только лишь «Нибулон», который чуть ли не монополизировал рынок речных перевозок. Но эта компания далеко не единственная перевозит грузы по Днепру. Есть небольшие судовладельцы. Есть совсем маленькие игроки. Такие, как наша компания «Виллита», которая имеет в оперировании теплоход типа река/море грузовместимостью 2500 тонн. В 2008 году он прошел реиновацию и соответствует техническим состоянием судам не старше 15 лет. В основном теплоход возит зерновые культуры таких зернотрейдеров, как «COFCO Agri», «ADM Ukraine» и другие, а также металлопродукцию компании «Метинвест» из Запорожья в порты большой Одессы или дальше по Дунаю в порты Болгарии и Сербии.

Выступая в качестве спикера на «Речном форуме», я был в одной дискуссионной панели с представителями других компаний-перевозчиков – как крупных, так и средних. Но даже их, как оказалось, чиновники и депутаты не спешили звать на рабочие совещания или круглые столы по законопроекту «О внутреннем водном транспорте». Не говоря уже о такой небольшой компании, как наша.

На форуме я обращался и к главе «речного» подкомитета Верховной Рады Артему Ковалеву, и в директору Команды поддержки реформ МИУ Ирине Кошель – и меня заверили, что готовы привлекать к обсуждению компании любого масштаба. Законопроект уже стал законом, есть надежда на совместное сотрудничество, подзаконными актами вносить изменения в закон ВВШ для улучшения экономики Украины.

Между тем, небольшая компания небольшой штат (а не так, как в некоторых государственных организациях, где у руководителей по пять заместителей и по десять советников). И это дает возможность быстрее почувствовать изменения в законодательстве и поделиться негативными сторонами закона. И если МИУ и профильный комитет будет приобщать такие компании к обсуждению стратегического закона, развитие Днепра будет более динамичным.

На форуме бизнес прямо спрашивал: когда мы сможем ознакомиться с подзаконными актами, чтобы понимать, как дальше работать? Ответить никто не может, а времени до вступления в силу норм закона остается все меньше – три месяца уже практически прошло, к 1 января 2022 осталось девять.

Я надеюсь, что нас таки приобщат к работе над этими нормативными документами. Тем более что уже есть важные замечания, которые позволят избежать «разночтения» в будущем. А еще больше надеюсь на то, что компании смогут объединить усилия и смогут добиться внесения соответствующих изменений в закон. Чтобы на внутренних водных путях работали все-таки компании с украинской регистрацией. Чтобы отечественные судоходные, стивидорные, судостроительные и судоремонтные компании получили налоговые каникулы на пять лет с возможностью оплатить налоги равными частями. Чтобы в стране были доступны кредиты под государственные гарантии.

Все эти пункты дадут стимул для развития водного транспорта, помогут обновлению речного флота. Тогда наши компании будут сильнее и флот постепенно станет таким же, как на реках ЕС – новым и экологичным.