Главные тренды речных перевозок 2020 года

Главные тренды речных перевозок 2020 года

Основные игроки развивают речной флот и строят его "с прицелом" на работу именно в условиях рейдовой перевалки. К тому же, флот становится все более крупным.

Сегодня в отрасли много разговоров о том, как увеличить грузопоток на внутренних водных путях. Он, было, поутих летом, когда профильный законопроект был уже принят в первом чтении и после того, как ключевые игроки освистали его, а в профильном комитете Верховной Рады принялись вносить в документ коррективы. 

Но сейчас тема снова будет на слуху, поскольку осенью грядет второе чтение, а тут еще Президенту Украины во время визита на юг (Николаев, Херсон) напомнили о законопроекте. И Владимир Зеленский распорядился срочно собирать стейхолдеров и как следует доработать документ.

Пока не ясно, будут ли все-таки допущены в каботаж суда под иностранным флагом, как это предусматривает принятый в первом чтении законопроект, или нет. Но, по большому счету, сейчас есть тенденция к тому, чтобы вывозить зерно (а именно крупные зернотрейдеры без собственного флота выражали заинтересованность в допуске флота) из речных портов в Днепре, Запорожье, Херсоне и Николаеве прямиком в порты на другом берегу Черного моря и т.д. Здесь и сейчас активно работает флот под иностранным флагом – одноразовые допуска имеют формальное значение, их выдают всем желающим вывезти экспортный или доставить импортный груз.

Одна из тенденций – это увеличение перевалки зерновых на Банке Трутаева.

Однако суда река-море, которые работают в Черноморском регионе и Средиземноморье, не повезут грузы в Китай. Так что вопрос того, кто все-таки будет работать в каботаже, остается открытым и важным. Однако, отмечу две тенденции, которые дают уверенность в том, что противники допуска судов под иностранным флагом, зернотрейдеры с флотом (а их за последние годы стало больше), останутся конкурентоспособными даже при худшем для них сценарии. Напомню, основная претензия к законопроекту в этом плане – это то, что иностранный флот получает более выгодные условия для работы в каботаже, чем суда под украинским флагом.

Так вот, одна из тенденций – это увеличение перевалки зерновых на Банке Трутаева. В частности, любопытные цифры есть в ежегодном исследовании портового агента Stark Shipping "Зерновые терминалы Украины" за период с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года. На Банке Трутаева в прошедшем маркетинговом году был зафиксирован рост 6,9%. Всего перевалка составила 4,19 млн тонн, прирост – 913 тыс. тонн. Кроме того, есть запрос на доставку зерна баржесоставами и на рейды морских портов – портов Большой Одессы. 

Вспоминаем отправку партии кукурузы компании "Кернел" – 8 тысяч тонн отправились прошлой осенью  из речного терминала в Светловодске аж на рейд Черноморского морского порта. Такие вот переходы, да и работа на Банке Трутаева, в общем-то,  требуют и флота соответствующего класса, который сможет выстоять в резко ухудшившихся погодных условиях.

И как раз из увеличения рейдовой перевалки выходит и другая тенденция на нашем рынке – основные игроки, которые развивают речной флот (сейчас это "Нибулон", "АгроВиста" и "Грейн-Трансшипмент") строят его "с прицелом" на работу именно в таких условиях. Детальнее можно прочитать в этом материале. И кроме того, флот становится все более крупным.

"АгроВиста" заложила на измаильском "Дунайсудосервисе" самую большую в Украине баржу, D-6000, которая способна одновременно перевозить 6000 тонн зерна. Сейчас эта баржа спущена на воду и достраивается, заказчик рассчитывает, что сможет начать эксплуатировать уже в этом сезоне – с октября месяца. 

Укрупнять свой флот собирается и "Грейн-Трансшипмент", который планирует строительство с нуля 108-метровой баржи грузоподъемностью 5000 тонн. Это уже не говоря про сильный "Нибулон", который строит самые разнообразные суда, учитывая при этом и необходимость работы на рейде. Подобные шаги делают наших речных игроков более устойчивыми. 

И это вселяет уверенность в том, что они способны на многое, и выдержать многое тоже. В том числе – и неравную конкуренцию. В сочетании с другими сильными сторонами. И все-таки будем держать за них кулаки – все-таки хочется, чтобы власть была более внимательна к пожеланиям реальных участников рынка.