Острая конкуренция за грузоотправителя начнется в феврале

Зерновые терминалы Украины в 2020-2021 МГ недополучат около 100 млн долларов в первом полугодии 2021 года в сравнении с аналогичным предыдущим периодом. АМПУ также ждет снижение поступления портовых сборов на уровне 17,55 млн долл.

Об этом говорится в нашем исследовании, опубликованном Ukrainian Shipping Magazine

Главная причина ожидаемых потерь – неурожай зерновых и снижение перевалки этого груза в портах. 

До января украинские порты будут отгружать кукурузу в рамках заключенных форвардных контрактов. Экспорт с октября по январь, ориентировочно, составит 12,7 млн тонн. На конец января кукурузы в резерве останется около 9,8 млн тонн, а значит, среднемесячный экспорт в феврале-сентябре 2021 г. не превысит 1,2 млн тон

«Вероятнее всего, настоящая большая конкуренция за грузоотправителя начнется с февраля, а в марте терминалы уже будут вынуждены демпинговать ставкой перевалки, чтобы привлечь объем. В более выгодном положении окажутся терминалы, принадлежащие трейдерам, которые смогут считать перевалку как часть заработка на трейде и либо снижать внутреннюю цену до уровня себестоимости, либо зарабатывать исключительно на перевалке, торгуя в минус.

Стоит напомнить, что новая Методика расчета портовых сборов, которую рассматривает сейчас МИУ, предлагает определять ставки портовых сборов, исходя из прогнозных показателей судооборота и расходов АМПУ на три года вперед. В 2021 году судозаходов из-за сокращения урожая станет заметно меньше. Если бы новые правила расчета ставок портовых сборов уже вступили в силу, в 2021 г. АМПУ бы испытала серьезный дефицит бюджета. Это еще один повод задуматься над рациональностью некоторых положений Методики расчета ставок портовых сборов.

Вероятно, как трейдерам, так и портовым терминалам уже сейчас необходимо пересматривать бюджеты на следующий год и готовиться к меньшему объему работы. Также эта тенденция может отразиться на планах по расширению мощностей зерновых терминалов и строительства новых. Все это говорит о том, что Украине как стране до настоящего момента везло с урожаями, и что объем перевалки через порты зависит в большей степени от способности страны справляться с вызовами экономическими и производственными, чем инфраструктурными. Инфраструктура всегда следует за экономикой, но сейчас нас и в агросекторе, и в инфраструктуре ждет определенный спад.