Херсонский порт «зерновой хаб»? Забудьте

Херсонский порт «зерновой хаб»? Забудьте

«АМПУ» подготовила проект приказа по морскому порту Херсон, где однозначно создаются условия, ограничивающие возможности для бизнеса, а инвесторам, которые уже вложились в речные перевозки указывается «на выход»

«АМПУ» подготовила проект приказа по морскому порту Херсон, где однозначно создаются условия, ограничивающие возможности для бизнеса, а инвесторам, которые уже вложились в речные перевозки указывается «на выход»

Ежегодно мы радовались увеличению урожая зерновых в Украине и увеличению экспорта. Ситуация с доставкой зерновых к морским портам железной дорогой и автотранспортом давала меньше поводов для веселья - традиционно там хватало проблем. Зато каждый раз, подводя итоги года, мы фиксировали увеличение перевозок речным транспортом.

И вот 2020 испортил эту картину - он не такой урожайный, и ежемесячно мы видим показатели перевозок меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Это приводит к обострению конкуренции между игроками. Тем более, что в последние годы речной флот стабильно рос - компании строили свой и покупали буксиры и баржи за пределами Украины.

Уже сейчас четко видно, что одной из ключевых и самых болевых точек будет рейдовая перевалка. Речь идет не об одной лишь Банке Трутаева, но и о других. Сейчас остановимся на одной из них - на рейде Херсонского морского порта. Эта точка уже начинает мигать красным.

Уже сейчас четко видно, что одной из ключевых и самых болевых точек будет рейдовая перевалка.

Недавно «Администрация морских портов Украины» подготовила проект приказа «Обязательные постановления по морскому порту Херсон», где однозначно создаются условия, которые ограничат возможности для бизнеса, а инвесторам, которые уже вложились в бизнес речных перевозок указывают «на выход».

Речь идет о пункте «Правила и установленные места проведения погрузочно-разрузочных работ, порядок осуществления в морском порту технического обслуживания и ремонта судов». Там есть перечень причалов порта, на которых проводятся погрузочно-разгрузочные работы. Кроме причалов (№№ 2,3,4,5,6,8,9,10, и 1-й затон №1), в перечень мест, где «также возможно проводить перегрузочные работы», указано якорное место №6а. Причем отмечено, что проводятся погрузочно-разгрузочные работы возможно «в зависимости от габаритов судов с предварительным согласованием с администрацией морского порта и СКМП».

Якорных стоянок больше. И нынешний редакцией «Обязательных постановлений» указано, что грузовые операции могут осуществляться на всех свободных якорных стоянках, расположенных в акватории морского порта Херсон.

Тем не менее, почему-то в АМПУ решили оставить для операций борт/борт на рейде порта Херсон только одну из них. Что сужает возможности компаний, которые заинтересованы именно в дозагрузке судов на рейде.

Координационный совет стивидоров Херсонского порта, которая объединяет девять компаний, уже написала письмо на имя и.о. председателя АМПУ Александра Голодницього, в котором они жалуются на такие ограничения. Так, «Смарт-Маритайм Групп», «Экозерно», «Днепровский терминал», «Максигрейн», «Паллада» и другие отмечают, что указанные в нынешней редакции постановления причалы «частично переданы в концессию одному из портовых операторов» (имея в виду компании Risoil SA ( «Рисоил Херсон»), а что касается других причалов, то Херсонский филиал АМПУ заключила договоры на приоритетное пользование с портовыми операторами, расположенными в тылу этих причалов.

Компании прямо говорят о нарушении принципов равенства прав всех субъектов хозяйствования, которые предусмотрены в Законе «О морских портах Украины». Где и сказано о том, что необходимо обеспечивать равные и конкурентные условия «для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в морском порту».

Напрашиваются мысли о том, что условия специально созданы для того, чтобы кто-то получил больше конкурентные преимущества перед другими.

Напрашиваются мысли о том, что условия специально созданы для того, чтобы кто-то получил больше конкурентные преимущества перед другими.

Нужно учитывать специфику рейдовой перевалки. Например, терминал «Максигрейн», который расположен на реке Кошевая. Зерно там перегружают на баржи ДМ, которые буксиры толкают к рейду Херсонского порта. Думаю, Банка Трутаева с ее спецификой (погодные условия) не подходит. И глубины Херсонского завода "Паллада" (государственный судостроительный завод, который занимается и перевалкой грузов) не позволяют загружать суда река-море до полной осадки - загрузившись насколько позволяют глубины у причала, суда идут дальше на рейд ХМТП.

Перевалка зерновых в акватории Херсонского порта за семь месяцев 2020 по сравнению с аналогичным периодом 2019 уже потеряла 34% зерновых грузов. Действия АМПУ только еще больше снизят показатели.

На рейде перегружаются зерновые грузы из других херсонских терминалов и речных терминалов Днепра, а также продукция из металлургических предприятий, расположенных в Запорожье и Днепре. И в пиковый сезон нередко всех якорных стоянок оказывалось недостаточно, что заставляло судна ожидать разрешения стать для грузовых работ по несколько дней.

В Координационном совете стивидоров Херсонского порта отмечают, что годовой грузооборот на внутреннем рейде Херсонского морского порта составляет около миллиона тонн. Из-за чего и прогнозируют, что если якорная стоянка останется одна, то и перевалка в порту уменьшится. Потому что это повлияет на работу не только стивидорных компаний, а и речных терминалов на Днепре. Это при том, что перевалка зерновых в акватории Херсонского порта за семь месяцев 2020 по сравнению с аналогичным периодом 2019 уже потеряла 34% зерновых грузов. Действия АМПУ только еще больше снизят показатели.

Интересно, что основатель компании Risoil S.A. Шота Хаджишвили, когда компания победила в концессионном конкурсе, заявлял, что хочет «сделать Херсон речным хабом для всей реки Днепр». Если проект АМПУ по изменениям обязательных постановлений примут, то Risoil S.A. как концессионер выигрывает. Но о речном хабе  лучше будет уже молчать.