На что превращаются крупнейшие украинские агрохолдинги

Пока значительная часть украинского общества находится в иллюзиях о том, что снятие моратория на продажу земли в первую очередь выгодно агрохолдингам, сами агрохолдинги начинают на фактах и ​​цифрах демонстрировать, что их основная маржа находится уже не в земле и даже не в выращивании культур.

Недавно крупнейший украинский агрохолдинг «Кернел» опубликовал свой годовой финансовый отчет (охватывает период июль 2019 - июнь 2020). С этого документа следует, что холдинг с одной стороны продолжает сокращать свой земельный банк (минус 80 тыс га), а с другой наращивает долю собственной логистической инфраструктуры и трейдинга до 49% от общего EBITDA 

Именно этот финансовый отчет особенно знаковый, поскольку демонстрирует, что инвестиции Kernel в собственный морской терминал и парк вагонов-зерновозов, которые были сделаны ранее, уже дали ощутимую положительную финансовую отдачу. Сегмент "Логистическая инфраструктура и трейдинг" по EBITDA «Кернел» за год вырос вдвое - с 106 млн долл. до 216 млн долл.

Доля этого сегмента по EBITDA выросла с 31% до 49%. Следует также подчеркнуть, что этот сегмент бизнеса агрохолдинга впервые стал крупнейшим по показателю EBITDA, опережая «производство масла» (152 млн долларов) и «farming» (134 млн долларов).

Иными словами - почти половину EBITDA «Кернел» сгенерировала собственная логистистика и трейдинг (торговля), тогда как непосредственно сельское хозяйство только около четверти.

Kernel своим успешным примером задает вектор развития всем украинским агрохолдингам. Кто вовремя вложится в порты и вагоны-зерновозы - у того будет больше маржа. И окно возможностей в этом направлении стремительно закрывается.

Агрохолдинги активно инвестируют десятки (а некоторые даже сотни) миллионов долларов в собственные портовые элеваторы и железнодорожные компании, смогут ли они одновременно выкупать сотни тысяч гектар тех паев, которые сейчас находятся в их земельном банке? Однозначно - нет. Это нереальные суммы. Особенно, если маржа сосредоточена не в земле, а эффективной логистике. Бизнес-модель некоторых из них даже построена так, что теоретически сможет быть эффективной даже вообще без арендованной или приобретенной земли.

В перспективе уже нескольких следующих лет крупнейшие украинские агрохолдинги будут или превращаться в крупных операторов портовых (морских и речных) терминалов и вагонов (и возможно, даже заходить в тягу), или терять на дорогой логистике и таким образом проигрывать конкуренцию. Именно этот вызов является для них сейчас самым главным.