Рейдовая перевалка зерновых выросла на фоне падающего экспорта

Если в период 2015-2019 годов в Украине наблюдался настоящий бум инвестиций в новые зерновые морские терминалы, то теперь в фокус участников рынка все больше попадает сегмент рейдовой перевалки.

Истекший календарный год в этом отношении оказался особенно знаковым, ведь в то время как экспорт зерновых и шрота через морские терминалы существенно упал, перевалка с барж на морские суда наоборот выросла сразу на 14% - с 5,3 млн т до 6 млн т. При этом с двадцати компаний, осуществляющих такие операции - 14 показали рост. Об этом в своем исследовании накануне сообщила агентская компания Stark Shipping.

Таким образом, если в 2019-м календарном году через операции Ship-to-ship шло 8% «морского» зернового экспорта, то в 2020 году эта доля выросла до 10,2%.

Да, 57% этого рынка занимает «Нибулон», впрочем ряд других компаний в прошлом году увеличил свои объемы в разы. Это, в частности, «Кернел» - в три раза, «Ника-Тера» - на половину, «Евровнешторг» - в три раза.

Перевалка с барж на морские суда действительно выглядит перспективно. Особенно учитывая дальнейший рост речных перевозок после того как зернотрейдеры успешно пролоббировали для себя допуск иностранного флага в каботаже, а существующие операторы речного флота инвестировали значительные средства в модернизацию.

Поэтому прошлый год обозначил уже даже некоторые попытки отдельных игроков взять «рейдовые» грузопотоки под свой контроль на перспективу. Речь идет о проекте «Рейдового терминала« Конкорд », который продвигает Николай Капацына, а также о попытке концессионера порта Херсон устранить с якорных стоянок конкурентов.

При этом в «Рисойл» прямо заявляют, что не исключают того, что их компания также начнет заниматься рейдовой перевалкой. 

Недавно в комментарии сайту «Агрологистика» совладелец холдинга «Агровиста» Юрий Скичко высказал предположение, что урожай в Украине будет расти, а значит будет расти и загрузки крупнотоннажных судов типа Panamax, Capesize. Поэтому, будет существовать и необходимость в догрузке на рейде, что в свою очередь открывает перед речными перевозчиками значительные перспективы.

Тему рейдовой перевалки мы планируем детально обсудить с участниками «Речного Форума 2021: грузы, перевозчики, терминалы» в одной из дискуссионных панелей.