Как работает «АгроВиста»: от крупнейшего терминала до наибольшей баржи

  • 14 февраля 2021, 11:25

Сайт «Агрологистика» продолжает серию публикаций об инвесторах, работающих на рынке аграрной логистики. В чем особенности бизнес-модели компании, какой стратегии развития она придерживается, какие цели ставит перед собой, какими достижениями гордится и на каких ошибках учится. На этот раз публикация - о холдинге «АгроВиста».

Холдинг «АгроВиста» уже много лет реализует проекты, которые выводят речную инфраструктуру на новый уровень. Команде есть чем гордиться: в 2013 году был построен Светловодский речной терминал, который тогда стал крупнейшим терминалом на Днепре, а в 2018 году на этой реке начал работать крупнейший по тоннажу баржа-буксирный состав (8000 тонн) с самыми мощными буксирами. Новый рекорд - в 2020-м была построена самая большая в Украине баржа.

«АгроВиста» - пример вертикально интегрированного бизнеса, который включает в себя как производство агропродукции так и ее логистику для экспорта. И река в этой бизнес-модели играет ключевую роль. Холдинг (объединяет группу компаний «УкрАгроКом» и «Гермес-Трейдинг») входит в двадцатку крупнейших агрохолдингов Украины. Земельный банк - 82 тыс га, а общая мощность единовременного хранения зерна на собственных элеваторах оценивается в 350 тыс. тонн.

Терминал

«Светловодский речной терминал» торжественно запустили 3 октября 2013 года. В его строительство, которое длилось несколько месяцев, инвестировали 32 млн долларов. На берегу Днепра выросло 12 емкостей по 7200 тонн и шесть - по 1250 тыс. тонн, что позволяет одновременно хранить 94 тыс. тонн зерновых с ежегодным оборотом около 250 тыс тонн. В прошлом году был достроен склад для напольного хранения на 6000 тонн, что увеличило общую мощность до 100 тыс тонн.

Терминал может принимать зерно как с автомобильного, так и с железнодорожного транспорта. Одновременно с приемом можно и отгружать на судно. В то же время, осуществляется отгрузка на маршрутные поезда. Мощность каждой из линий приемки составляет 250 тонн в час, отгрузка - 500 тонн в час. В «высокий сезон» терминал работает круглосуточно.

В рабочей башни элеватора установлено 12 транспортных систем, раздают зерно на четыре очистных машины и на одну сушильную. На каждом силосе установлено по две галереи подачи в различные крылья, а на каждом из крыльев направлений - по два транспортера, которые выгружают зерно на тот или иной силос.

Терминал имеет ряд уникальных преимуществ, одно из них - причал. «Типовые размеры причалов на Днепре - это примерно сто метров. Длина причала на нашем терминале - 240 метров, и это дает терминалу некоторые преимущества. Ведь мы можем обслуживать два судна одновременно», - рассказывает соучредитель «АгроВисты» и директор «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко. И добавляет, что благодаря конструктивным особенностям причала в перспективе на нем можно установить портальный кран.

Отгружать зерновые на водный транспорт терминал начал того же 2013 года. Груз тогда забирали как баржа-склады, так и самоходные суда «Укрречфлота», «НИБУЛОНа», «ЕНиР», «Оушин Стивидоринг» и других судовладельцев.

Четыре метра глубины у причала позволяют грузить суда «река-море». Впрочем, с учетом днепровских перекатов в районе Каменки, суда загружают только на 2,8 метра или до 3,1 метра.

Рекордные 245 тыс тонн на водный транспорт терминал отгрузил в 2019 году. По результатам того года он показал лучшую динамику среди речных терминалов - около 158% рост год к году (в 2018 году перевалка на воду составила 93 тыс тонн). Причем, если раньше объем отгрузок на реку на терминале занимал около трети от общего объема отгрузок, то в 2019 году - уже две трети.

Терминал в Светловодске - не единственный у группы компаний. Кроме него, в «АгроВисту» входят еще такие предприятия, как «Королевское ХПП» (47,2 тыс тонн), «УкрАгроКом» (60 тыс тонн), «ХПП Добронадиевское» (70,5 тыс тонн) и «Шаровский» (81 тыс тонн).

Однако, Светловодский элеватор - единственный из терминалов «АгроВисты», который находится на реке и может отгружать на воду зерновые грузы. К тому же, он едва не единственный речной терминал в Украине, который может отправлять маршрутные поезда и отгружать маршруты вагонов. Холдинг имеет 50 вагонов, которых хватает на формирование маршрутного поезда. Другие элеваторы также работают по маршрутам, но с меньшей мощностью.

Территория терминала позволяет в будущем рассматривать строительство предприятия по переработке агропродукции. В «АгроВисте» говорят, что готовы к сотрудничеству и приглашают инвесторов к реализации проекта по переработке.

Флот

Юрий Скичко рассказывает, что еще когда только планировалось строительство речного терминала, уже было понимание того, что со временем нужно будет инвестировать и в собственный речной флот. В первую очередь потому, что несколько лет назад на Днепре ощущался дефицит судов для перевозки зерна. Кроме того, собственный флот имеет очевидные преимущества перед зафрахтованным. Он позволяет лучше выстраивать логистику.

Осуществить задуманное удалось в 2017 году, когда купили два буксира класса река-море, каждый мощностью 2800 л. с. «Гермес-1» и «Гермес-2» стали самыми мощными на реках Украины и могут толкать караван на 12 тыс тонн.

«Отыскать буксиры, которые были бы в хорошем состоянии и отвечали нашим потребностям, было трудно. В конце концов, мы купили их в Европе и спустили по Дунаю в Измаил, где поставили на модернизацию. Немало времени ушло на эти работы, на оформление всей документации ...», - вспоминает соучредитель «АгроВисты» Игорь Заблоцкий. Будучи инженером-механиком, он лично осматривал «буксиры-кандидаты».

Уже в следующем году «АгроВиста» сформировала на Днепре самый большой по тоннажу баржа-буксирный состав с общим тоннажем 8000 тонн. Баржи «Европа-2Б», грузоподъемность каждой из которых - 2000 тонн, прибыли на Светловодский речной терминал осенью 2018 года. Именно тогда началось транспортировки зерна с терминала собственным флотом. Продолжительность кругорейса для него составляет 15 дней. И уже к концу той навигации из Светловодска в Николаев баржами было доставлено несколько партий кукурузы общим объемом 24 тыс тонн.

Причем буксиры оказались востребованными на рынке: за первые три месяца работы один из них работал в тайм-чартере и доставил баржами на Банка Трутаева с Мишурина Рога (терминал «Юнигрейн Базис» компании COFCO Agri) и Благовещенка («Благовещенский-Зернопродукт» группы компаний Teslagroup) 31,5 тыс. тонн зерновых. Тем временем другой буксир толкал крупнейший на то время на Днепре караван из четырех барж водоизмещением 8000 тонн.

Осенью прошлого года баржа-состав Светловодского речного терминала поднялся в Переяслав-Хмельницкий, где расположена площадка Киевского речного порта, откуда забрал партию кукурузы, чтобы доставить ее на перевалку в Херсон.

В 2019 году флот Светловодского речного терминала перевез уже 115 тыс. грузов. В основном это была кукуруза, другие же культуры (пшеница, ячмень, рапс, шрот) не превышали 10% от всех перевозок. Морские суда, груженные зерном, уходили в Турцию, Кипр, Италию, а также Ливан и Израиль. Один из буксиров снова работал в тайм-чартере и помог транспортировать 73 тыс. тонн грузов. В то же время, в Светловодске отгружали зерновые и на зафрахтованный флот, в том числе - на баржи постоянного партнера, компании «Порто-Шиппинг».

С началом навигации в марте 2020 флот снова активно заработал. И уже в конце марта доставил 8000 тонн кукурузы на терминал «Евровнешторг» В Николаеве, где плавкраны догрузили судно, которое одновременно загружал сам терминал. Осенью же прошлого года баржа-состав Светловодского речного терминала поднялся в Переяслав-Хмельницкий, где расположена площадка Киевского речного порта, откуда забрал партию кукурузы, чтобы доставить ее на перевалку в Херсон.

Самая большая баржа

В начале 2020 года компания «АгроВиста» сообщила о старте реализации амбициозного проекта - строительстве новой баржи, которая сможет перевозить по реке 6000 тонн, а морем - 7418 тонн. Таких больших барж украинские корабелы не строили за все время независимости Украины. И Юрий Скичко подчеркивает, что благодарить за то, что баржа таки появилась, нужно многих людей, которые так или иначе приобщались к процессу, в том числе и давая ценные советы.

Читайте також Як спускали на воду найбільшу баржу в історії України: фоторепортаж

Строили гиганта одновременно два завода, расположенные близко друг от друга в Измаиле - «Дунайсудосервис» и «Дунайсудоремонт». Они должны были держать темп, чтобы вовремя стыковать две половины и перейти к другим работам. Директор «Дунайсудноремонт» Виталий Куприенко говорит, что рабочие обоих предприятий «работали и днем, и ночью, и это не образно - потому ночные смены действительно были».

Максимальная длина баржи «река-море» проекта D-6000 составляет 127,6 м, ширина - 16,3 м, осадка - 3,8 м, надводный габарит пустого судна - 6,7 м, суммарный объемом двух трюмов - 8000 кубометров. Баржу внесли в реестр как Dnipro-AV-01.

«Баржа позволяет при неполной осадке в три метра транспортировать 4500 тонн, а при осадке 3,8 метра - уже 6000 тонн», - рассказывает Игорь Заболоцкий, который в Измаиле находился почти все время, пока баржу строили и контролировал качество строительства.

«Начав эксплуатировать баржу, мы стали отправлять ее из Светловодска, загружая не полностью. Далее баржа останавливалась у города Днепр, где меньшая баржа подвела еще часть зерна, которое догрузил плавкран «Арго-Шиппинг», - говорит Юрий Скичко.

«Урожай в Украине все равно будет расти, а значит будет расти и загрузки крупнотоннажных судов типа Panamax, Capesize. Поэтому будет потребность и в догрузке на рейде, а альтернативы речной доставке груза на рейд нет», - уверяет Юрий Скичко.

Новая баржа увеличила водоизмещение судоходной компании до 14 тыс. тонн, позволяя ему перевозить ежегодно около 150 тыс. тонн груза. Но так сложилось, что крупнейшая в Украине речная баржа пополнила флот Светловодского речного терминала в тот год, когда урожай зерновых в регионах у реки Днепр снизился.

Причем конкуренция обострилась не только среди компаний-перевозчиков. «Раньше был больший спрос на партии зерна, которыми можно было бы догрузить судно. В частности, такую ​​партию можно купить на речном терминале и доставить на рейд. Сейчас же морские терминалы предлагают комплексные услуги, обеспечивая доставку дополнительного груза практически за ту же цену», - говорит Юрий Скичко.

Тем не менее, в компании убеждены, что речные перевозки остаются перспективными. Причем, как отмечает Скичко, технические характеристики барж и буксиров «АгроВисты» «поднимают требования к перезагрузке речной инфраструктуры. «Речь идет о строительстве современных мощностей для хранения, отгрузки зерновых и модернизацию существующих. Речь идет об увеличении длины причалов, улучшение судового хода на реках. И это позволяет увеличить пропускную способность речной транспортной логистики», - уточняет он.

«Урожай в Украине все равно будет расти, а значит будут расти и поагрузка крупнотоннажных судов типа Panamax, Capesize. Поэтому будет и потребность и в догрузке на рейде, а альтернативы речной доставке груза на рейд нет», - уверяет Юрий Скичко.

Он убежден, что в дальнейшем в Украине будут дорожать как железнодорожные перевозки, так и перевозки автотранспортом. Одни - из-за необходимости восстановить инфраструктуру, другие - из-за увеличения ответственности за перегруз на дорогах. Демпинговать все время не получится ни у тех, ни у других.«Украина тяжело идет к цивилизованным рыночным условиям работы железнодорожного, автомобильного и речного транспорта. Но рано или поздно рынок будет именно таким, и грузопотоки будут перераспределены в интересах экономики страны», - прогнозирует он.

Читайте також Найбільші перевізники: «Грейн-Трансшипмент» та їхня перлина



Читайте також