Кризис на реке: почему речные перевозчики остались без зерна

  • 26 октября 2020, 11:13

Более низкий урожай и инвестиции агрохолдингов в собственный парк вагонов-зерновозов привели к падению перевозок зерна по реке. Что об этом говорят на рынке?

Первые 9 месяцев 2020 позволяют более или менее точно прогнозировать, какими будут итоги года. К сожалению, для речных перевозчиков они не будут утешительными.

Уменьшение перевозок наблюдалось месяц за месяцем, и за последний квартал «рывка» не ожидается. За девять месяцев волнами Днепра до рейдов и морских портов перевозчики спустили 2,46 млн. тонн зерна, что на 26,8% ниже, чем за три квартала прошлого года - тогда они доставили 3,36 млн. тонн. Перевозка стройматериалов и других грузов сократилась на 1,2%, а металлопродукция и нефтепродукты показали рост на 4,9% и 12,9% соответственно.

Всего с начала года объем речных грузоперевозок составил 7,4 млн. тонн, что на 10,7% меньше прошлогоднего результата. Доля зерна в речных перевозках составила 33,2%. Сайт «Агрологистика» обратился к участникам рынка, чтобы те прокомментировали ситуацию на рынке.

Директор «Грейн Трансшипмент» Александр Григоренко:

«Для речных перевозок этот год оказался более сложным, чем предыдущий. Прогнозы, которые делали профильные ассоциации на новый маркетинговый год по зерновым культурам, были оптимистичны, но они не оправдались. Так, например, урожай кукурузы где-то на десять миллионов ниже прогнозов.

К сожалению, сильно снизился урожай в тех областях, которые расположены вдоль Днепра - в Кировоградской, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской областях. Поэтому те агрохозяйства, которые уже оценили преимущества отправки зерна речным транспортом, в этом году просто не имеют возможности отправлять те объемы, которые отправляли в прошлом  году. К тому же, цены на урожай растут ежедневно, производители держат его, чтобы продать дороже.

Компаниям приходится ориентироваться на другие грузы, в том числе - на строительные, поскольку сейчас реализуется программа Президента Украины и правительства «Большая стройка»

Компаниям приходится ориентироваться на другие грузы, в том числе - на строительные, поскольку сейчас реализуется программа Президента Украины и правительства «Большая стройка», и часть грузов для этой программы транспортируют именно рекой. Мы надеемся, что навигация будет продлена до февраля, что позволит перевозить бОльшие объемы».

Григоренко подчеркивает, что сейчас на Днепре нет дефицита флота для перевозки зерновых грузов. И такие компании, как «Нибулон», «Укрречфлот», «АгроВиста», «Грейн Трансшипмент»  могут перевезти в сегодняшних условиях даже бОльшие объемы чем те, которые есть сейчас. Речной флот динамично увеличивался, и сама компания «Грейн Трансшипмент» продолжает выполнять свою программу, несмотря на сложные условия. И 30 октября ожидается передача новой баржи, «Грейн-6», которую в Измаиле строит «Дунайсудосервис».

Директор ООО «Амикус Инвест» Игорь Маляренко:

«Ситуация на рынке тяжелая, но дело не только в том, что неурожай. Скажем, в Черкасской и Киевской областях урожай хуже, чем в предыдущем году, но он нормальный для них, если брать урожайность в среднем за последние пять лет. Однако, общая ситуация такова, что аграрии просто не продают значительную часть собранного зерна. Они его держат, выжидая лучших условий для продажи.

Между тем, сейчас достаточно вагонов-зерновозов, которыми можно возить зерно. И то, что «Укрзализныця» не будет поднимает тарифы, мешает развитию речной логистики. Хотя раньше в Мининфраструктуры говорили о необходимости тарифы повысить, потому что они в УЗ занижены. Более того, частные компании-зернотрейдеры инвестировали в создание собственных парков вагонов, и некоторым даже приходится искать свободные железнодорожные пути, на которые можно поставить вагоны в отстой, потому что нет достаточных объемов для перевозок.

Аграрии просто не продают значительную часть собранного зерна. Они его держат, выжидая лучших условий для продажи.

Автоперевозчики снизили ставки и могут снизить их еще больше из-за большой конкуренции. При таких условиях речные перевозки стали малопривлекательными для агропредприятий. Есть сложности с накоплением партий для отправки зерна рекой. Даже большие агротрейдеры, в том числе Cofco Agri и Bunge, не так активны в этом году - партии накапливаются дольше».

Игорь Маляренко подчеркивает, что при таких условиях компании ориентируются на перевозку других грузов. В первую очередь - продукции металлургов, что и позволяет «работать на грани рентабельности». На зерновые грузы в компании пока не рассчитывают, а также с началом навигации в следующем году не ожидают существенного объема зерновых грузов на Днепре.

 «О том, что нам следует развивать речные перевозки, говорят на самом высоком государственном уровне. Об этом говорит и министр инфраструктуры Владислав Криклий, и сам Президент Украины Владимир Зеленский. Все не забывают говорить о том, как это важно из-за уменьшения нагрузки на автомобильные дороги. Как и о том, что если принять законопроект «О внутренних водных путях», то в отрасль придут иностранные инвесторы. Однако часто мы чувствуем «палки в колеса» со стороны различных чиновников. При нынешних жестких условиях, например, налоговая блокирует налоговые накладные, что в свою очередь блокирует возврат НДС. Экспортеры не получают возврат НДС по продукции, перевозчики - по предоставлению услуг. Да, потом она их разблокирует, но время идет, и оборотных средств нет. Подобные действия, мягко говоря, отнюдь не способствуют ни работе существующих перевозчиков, ни привлечению инвесторов. Даже в случае принятия законопроекта о ВВШ инвесторы не будут спешить приходить, учитывая подобные сложности», - добавляет Маляренко.

Руководитель службы железнодорожной логистики компании «Кернел» Михаил Кравченко:

Сегодня выгоднее перевозить зерновые по железной дороге, чем речным транспортом. Особенно тем зернотрейдерам, у которых есть собственный парк вагонов. Был период, когда отправлять баржами было несколько дешевле, чем вагонами, сейчас этого нет. Компания «Кернел» заинтересована в том, чтобы развивать речную логистику. Прошлой осенью мы отправили первую партию кукурузы рекой - тогда две баржи доставили 4000 тонн груза из Светловодска в Черноморск. Однако этот сезон не позволяет нам продолжить такие отправки. В дальнейшем речные перевозки обязательно увеличиваться, важно выстоять в нынешних сложных условиях.

Андрей Муравский



Читайте також