Рейдовая перевалка «река-море»: ключевые тренды

Перевалка с барж на морские суда постоянно наращивает объемы и не ограничивается только зерновыми. Новым грузом стала масло. Впрочем, события, разворачивающиеся вокруг попыток через суд запретить якорные стоянки в акватории Херсонского порта могут иметь негативные последствия для всего рынка рейдовой перевалки "река-море"

Рейдовая перевалка «река-море»: ключевые тренды

Тренд: рост объемов рейдовой перевалки

Догрузка судов агропродукцией с барж на рейде в последние годы постоянно растет. 2020-й год в этом отношении стал особенно знаковым, ведь в то время как экспорт зерна и шрота через морские терминалы существенно упал, перевалка с барж на морские суда наоборот выросла сразу на 14% - с 5,3 млн тонн до 6 млн тонн при этом из 20-ти компаний, осуществляющих такие операции, 14 показали рост показателей.

На рынке рассчитывают, что урожай в Украине будет расти, а значит будет расти и загрузки крупнотоннажных судов типа Panamax, Capesize. Поэтому будет и необходимость и в догрузке на рейде. Так что нынешние объемы рейдовой перевалки в дальнейшем только увеличиваться.

Если говорить о зернотрейдерах, то львиная доля всех грузов, которые сейчас подгружаются на Банке Трутаева у Очакова, занимают зерновые «НИБУЛОНа», Bunge и COFCO. Компания Вадатурского ежегодно наращивает как транспортировку зерновых речным транспортом, так и рейдовую перевалку. За несколько лет доля отгрузок "Нибулоном" на внешнем рейде увеличилась более чем в десять раз и уже превышает отгрузки на морском комплексе компании в Николаеве.

Смотрите также инфографику Довантаження морських суден баржами

Всего по результатам календарного 2020 года «НИБУЛОН» отгрузил на экспорт 4,5 млн тонн агрогрузов, из которых 3,4 млн тонн (77%) - перегрузил на Банке Трутаева. По данным компании Stark Shipping (морские агенты), именно «НИБУЛОН» является лидером по перевалке агропродукции методом ship-to-ship (STS) - в прошлом компания заняла 57,45% рынка. Для сравнения: Bunge в прошлом году догрузили у Очакова 501 тыс. Тонн, COFCO - 442,8 тыс. тонн.

Тренд: инвестиции в собственные плавкраны

Выйти в лидеры по перевалке зерновых грузов агрохолдинга «НИБУЛОН» позволило наличие собственных плавучих кранов. Первый плавкран "Святой Николай" компания приобрела в 2013 году. Затем на собственном заводе построил еще два крана, "Нибулоновец-1" и "Нибулоновец-2", каждый из которых может перегружать не менее 400 тыс. тонн в год.

В 2019 году «НИБУЛОН» построил перегружатель Nibulon Max уже с грузовыми трюмами общей вместимостью 13400 кубометров. За первый год работы он перегрузил более 2,5 млн тонн. В общей сложности имеющиеся плавкраны позволяют «НИБУЛОНа», по собственным оценкам компании, переваливать не менее 6 млн тонн в год.

Неподалеку от точки, где осуществляет перевалку «НИБУЛОН», постоянно работает судно-накопитель Princess Nicole компании "Конкорд". Это балкер неограниченного района плавания, который в 2016 году прошел переоборудование. Тогда к четырем имеющмся кранам прибавилось еще два, грузоподъемность каждого крана - 25 тонн. Судно имеет пять грузовых трюмов суммарной вместимостью 34794 кубометров.

Princess Nicole перегружает зерно и шрот таких игроков, как "АгроВиста", "Кернел" и др. Это судно имеет возможность не только перегружать зерно на рейде с барж на морские суда, но и забирать груз на рейдах Николаевского и Херсонского морских портов и отправляться с ним уже на Банку Трутаева или осуществлять доставку груза из портов Большой Одессы на дальний рейд для догрузки балкеров типа Panamax или даже большего размера.

Периодически подобные схемы и применяются. Так, в 2019 году "МСП Ника-Тера" впервые для догрузки на рейде Банки Трутаева вместо баржо-буксирных составов грузоподъемностью до 5 тыс. тонн, использовало Princess Nicole, которая брала на борт в портах Херсон и Николаев от 12 до 18 тыс. тонн . В "Ника-Тере" отмечали, что такая технологическая схема перевалки существенно ускорила время рейдовой обработки.

Тренд: обострение борьбы за грузопотоки

Прошлый год обозначил также намерения концессионера порта Херсон при посредничестве местного филиала АМПУ запретить якорные стоянки в акватории порта и устранить таким образом с рынка сразу дюжину компаний, составляющих ему конкуренцию.

В результате судьбу «херсонских» якорных стоянок будет решать суд. На рынке опасаются, что такой прецедент может задеть существования всех якорных стоянок в акватории рек страны. А пока грузы все чаще обходят Херсон и перенаправляются в сторону Николаева.

Координационный совет стивидоров ХМП "бьет в колокола", ведь на херсонском рейде перегружаются грузы из терминалов, которые не могут себе позволить работать на той же Банке Трутаева, зато уже инвестировали в создание мощностей в Херсоне. Они отмечают, что в пиковый сезон часто возникают условия, когда даже всех якорных стоянок недостаточно и суда ожидают несколько дней в очереди под отделку. Закрытие же большинства якорных стоянок повлияет на решение грузовладельцев осуществлять грузовые операции в акватории других портов. Что может привести к недопоступления в бюджеты различных уровней более 100 млн грн и потерей более тысячи рабочих мест.

В конце концов, в сентябре прошлого года АМПУ назвала решение об уменьшении количества якорных стоянок в акватории ХМТП единоличным решением начальника администрации этого морского порта, которое не имеет юридической силы, так как не соглашалась с аппаратом управления АМПУ. Но вот в марте этого года стало известно, что это дело рассматривает Окружной административный суд Киева. Иск к АМПУ, капитану порта Херсон и Государственной службе морского и речного транспорта Украины направила компания «Ривер Портс Эдженси». Истца, который просит признать использование якорных стоянок и рейдовой перевалки в порту противоправными, подозревают в связях с будущим концессионером ГП ХМТП - "Рисоил-Херсон". Будем внимательно следить за развитием событий.

Тренд. Расширение номенклатуры грузов

Рейдовая перевалка с р. Днепре не будет ограничиваться зерновыми и продуктами переработки. На нынешнем форуме директор United Barge Company Константин Ромашко рассказал, что компания i дальше будет развивать рейдовую перевалку масла для догрузки крупнотоннажных танкеров, а также все еще имеет планы и изучает возможность применения большого судна-накопителя. По его словам, украинский экспорт масла находится на уровне 5,5-6 млн тонн. И 10% экспорта может идти баржами. Впрочем, рост будет обусловлен развитием инфраструктуры по перевалке подсолнечного масла на Днепре, которая появится не раньше, чем через 2-3 года.

В общем, в дальнейшем мы будем наблюдать совершенствование логистики "речных игроков" и увеличение специализированного флота, который работает на рейде. Эти перспективы рейдовой перевалки вырисовываются уже сегодня, учитывая достижения компаний и их планы.

Компании, сегодня занимаются перевозками, даже рассматривают возможность в будущем приобрести собственные плавкраны, чтобы предлагать комплексную услугу. Быстро этот процесс не состоится, учитываяна то, что плавкраны, способные эффективно работать на рейде, требуют значительных инвестиций. Однако, количество игроков, работающих на рейде, будет увеличиваться - это очевидно.

Впрочем, такие перспективы значительной положительной динамики рынка могут нивелировать предприниматели, заинтересованные в перераспределении грузопотоков. К сожалению, будущее этого вида перевалки в акватории Херсона (а возможно, в дальнейшем - в Николаеве) сегодня зависит не от открытой конкуренции в сервисе и качестве, а от решения суда.

Підписуйтесь на нашу сторінку в Facebook
Слідкуйте за нашими новинами на Телеграм-каналі

Читайте також