Отмена акциза на топливо для "речников": что говорят участники рынка

Отмена акциза на топливо для "речников": что говорят участники рынка

На рынке речных перевозок вновь заговорили о том, что речной флот следует освободить от уплаты акциза на топливо.

Так, на днях состоялось заседание рабочей группы по оперативному решению вопросов логистики в сельском хозяйстве. Участие в ней приняли заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, представители Мининфраструктуры, Минфина, Укртрансбезопасности, «Укрзализныци» и профильных аграрных ассоциаций. Участники обсудили вопросы стимулирования перевозок сельскохозяйственной продукции внутренним водным путям. Один из таких стимулов — именно отмена акциза. 

Как сообщило Министерство экономики, внедрение механизма компенсации владельцам речных судов уплаченного акциза на топливо соответствует Соглашению об ассоциации Украины с ЕС, а значит приблизит законодательство к европейскому. И этот вопрос будет вынесен на широкое обсуждение 18 мая по участию всех заинтересованных сторон, в том числе ответственных органов власти. 

«Зернотрейдеры предложили отменить или компенсировать речным судам уплаченный акциз на топливо. Такой шаг приблизит законодательство к европейскому, ведь это соответствует Соглашению об ассоциации Украины с ЕС. Также это будет способствовать развитию зернового рынка в Украине, ведь будет стимулировать экспортеров пользоваться более дешевым и экологичным речным транспортом для перевозки сельскохозяйственной продукции», — говорится в сообщении пресс-службы.
Эту позицию поддерживают ключевые ассоциации (Украинская зерновая ассоциация, Американская торговая палата, Торгово-промышленная палата Украины, Украинский союз промыщленников и предпринимателей и другие). 

Но если Минэкономики идею с отменой акциза поддержало, не против и Мининфраструктуры, то Минфин считает, что это приведет к тому, что пострадает госбюджет. Бизнес с этим не согласен.

«На самом деле это — эффективное использование нескольких сотен миллионов грн дорожного фонда (в 2021 году он составляет 80 млрд грн), ведь обеспечивается конкурентоспособность речных перевозок по сравнению с автодорогами и это освободит дороги от грузовиков. Инициатива даст заказ украинским судостроителям — появится стимул строить новый речной флот, а не использовать устаревшей флот река/море, который выпихивают со своих рынков другие страны», — прокомментировал «Агрологистике» заместитель гендиректора по взаимодействию с органами власти компании «НИБУЛОН» Михаил Ризак

«Кроме того, компенсация будет сопровождаться строгой отчетностью по целевому использованию, что будет убийственной ударом по теневому рынку. Напомню, что по реке Днепр ходят морские суда, которые осуществляют международные рейсы и бункеруются за 12 милями от берега, уже в нейтральных водах. Для понимания: каждый международный рейс в Кременчуг и обратно в нейтральные воды — это 30-50 тонн горючего, а еще 150-170 тонн судового запасов топлива могут оседать из судов международного плавания на теневом рынке нефтепродуктов или использоваться судами в каботаже, что дает конкурентных преимущество иностранцам и теневикам», — говорит он. 

«Принятие такой нормы Полностью соответствует законодательству ЕС, и в Европе речные суда освобождены от акциза на топливо. Более того: Соглашение об ассоциации с Украиной и ЕС в пункте f статьи 15 Директивы 2003/96 предполагает возможность отмены акциза для внутреннего судоходства. Так что мы надеемся, что власть реализует политику Президента Украины касательно обеспечения равных экономических условий и реализует этот шаг до вступления в силу закона «О ВВТ» 1 января следующего года», — прокомментировал Михаил Ризак.

«Компенсация позволит выровнять позиции украинских судовладельцев, которые в худших условиях, чем иностранные судовладельцы, получившие с 1 января следующего года еще и доступ к каботажным перевозкам в Украине. Что противоречит практикам вторых стран и не соответствует евроинтеграционным стремлениям Украины», — объясняет он. 

«Сама идея компенсации хороша, но требует обсуждения. Для судовладельцев было бы лучше, если бы была не компенсация, а снижение стоимости топлива, которым они бункеруют свои суда. То есть, если бы именно то топливо, которое предназначено для речных судов было освобождено от акциза», — высказал мнение «Агрологистике» директор компании «Грейн-Трансшипмент» Александр Григоренко

«Само собой, для этого необходимо, чтобы в Украине был цивилизованный и развитый рынок бункеровки. Откровенно говоря, сегодня о нем этого сказать нельзя. В районе того же Херсона, к примеру, сегодня нет возможности бункеровать речной флот. Да и, кстати говоря, слить льяльные воды уже проблема», — говорит он.

«Снятие акциза на топливо для речного флота — это правильное решение. Однако, вопрос в том, поддержат ли государственные органы эту идею и как быстро воплотят в жизнь. Сегодня мы не видим результатов работы даже по тем нормативным актам, которые должны быть подготовлены к 1 января следующего года, когда заработает закон «Про внутренний водный транспорт». Это при том, что уже прошло практически четыре месяца от того времени, как принятый закон подписал Президент Украины. Бизнес, который работает на Днепре, не увидел пока ни одного подзаконного акта. Это все приводит к тому, что мы не можем планировать свою деятельность, реализовывать инвестиционные планы — время идет, треть года уже прошла, а правила игры все еще так и не понятны», —  объясняет Александр Григоренко.

И подчеркивает, что если государство действительно заинтересованно в развитии речных перевозок и сохранении дорог и экологии, то необходима комплексная поддержка на всех уровнях. И не только принятие новых законов и подзаконных актов, но и четкое выполнение уже существующих законодательных норм.

Підписуйтесь на нашу сторінку в Facebook
Слідкуйте за нашими новинами на Телеграм-каналі

Читайте також