Сколько агропродукции перевез флот под иностранным флагом в 2020 году: исследование Food&Agri

  • 13 января 2021, 12:24

Всего в 2020 году на иностранный флот в речных портах перевалили около 1,5 млн тонн грузов. Из них агрогрузы - около 352 тыс. тонн.

Министерство инфраструктуры Украины намерено разрешить судам под иностранным флагом в  течение 2021 года заходить в речные порты Украины без получения одноразовых временных разрешений. Проект постановления Кабинета министров Украины, который запускает этот «экспериментальный проект» опубликован на сайте МИУ для обсуждения.

Правда, почему его назвали эксперементальным не понятно: все равно с 1 января 2021 года упомянутым в документе «судам под флагами государств, с которыми не заключены международные договоры о судоходстве на внутренних водных путях» не нужно будет получать временные разрешения на заход в речпорты. Более того: у них будет возможность осуществлять каботажные перевозки наравне с судами под украинским флагом, а не только заходить для разгрузки/погрузки в речпорты для того, чтобы потом снова уйти в море и направляться в один из портов Турции, Грузии, Болгарии или же, к примеру, Франции.

В общем-то, это откроет им более широкие возможности работы на реке Днепр, поскольку на Южном Буге выше Николаева находятся в основном терминалы компании «Нибулон», с которых он сам подвозит зерно для перегрузки на морские суда, да и «плечо» слишком короткое, чтобы был интерес. Что же касается других внутренних водных путей, то глубины сейчас просто не позволяют развивать речную логистику. А река Дунай к внутренним водным путям Украины не относится, дунайские порты являются морскими.

Но пока существует порядок получения разрешения на заход в речпорты от Государственной администрации морского и речного транспорта Украины (МорАд). Он, этот порядок, формальный, никому не отказывают в заходе, но все-таки он всегда несколько ограничивал возможности судовладельцев, чьи суда стали под так называемые «удобные» флаги. К примеру, если судно уже зашло в какой-то речпорт для разгрузки и у него вдруг появилась возможность перейти в другой речпорт и забрать экспортный груз, оно должно все равно подать заявку в МорАд и дождаться разрешения, а на подтверждение у украинских чиновников есть три дня (раньше срок был более длительным – его отводили на то, чтобы на доставку груза могли претендовать национальные перевозчики, но в реальности «схема не работала»).

Не зря в МИУ говорят о том, что нынешняя процедура «приводит к финансово-экономическим потерям судовладельцев из-за простоя судов». И ссылается на данные «Ассоциации морских агентов Украины» о том, что расходы судовладельца/фрахтователя из-за простоя достигают $4500 в сутки, а расходы грузовладельца на хранение груза в речных портах составляют $0,01-0,02 за тонну груза в сутки). Чиновники говорят о том, что это «приводит к снижению привлекательности части речных перевозок и отрицательно влияет на привлечение иностранных инвестиций, связанных с речной логистикой». Так что документ разработан «с целью дерегуляции, поддержания здоровой конкуренции на рынке перевозок, недопущения ограничения свободы речного судоходства и для создания благоприятных условий субъектам хозяйствования для доступа к рынку речных перевозок, учитывая требования бизнеса».

Агентство Food & Agri проанализировало то, сколько же грузов было перевезено в прошлом году в сопоставлении с 2019 и 2018 годами флотом под иностранным флагом.

Согласно полученным Food & Agri данным, в 2020 году  в общей сложности суда под иностранными флагами подали в МорАд 457 заявок (в 2019 году их было 384, а в 2018-м в речпорты «попросилось» только 174 судна, которые в общей сложности перевезли около 577 тыс. тонн). Всего иностранный флот перевез около 1,5 млн. тонн грузов из речных портов или доставил в них (в 2019-м – около 1,1 млн. тонн). Из них зерновые грузы и продукты переработки более 352 тыс. тонн.

Это незначительно меньше показателя аналогичного периода 2019 года, когда такие грузы составили более 364,5 тыс. тонн. Для понимания: в 2018-м в трюмы судов под иностранным флотом загрузили только лишь менее 70 тыс. тонн высевок, шрота,  пшеницы и т.д.

В то же время, мы видим, что часть зерновых грузов и продуктов переработки стала меньше в общем «пироге», ведь общий объем грузов, которые украинские речные порты перегрузили на суда под иностранным флагом или перегрузили с них, вырос – здесь «иностранцы» усилили свои позиции.

В течение 2020 года Херсонский речной порт (ЧАО «Укрречфлот») перегрузил на суда под иностранным флагом около 135,5 тыс. тонн шрота, отрубей, лузги, корма для животных, сорго и сои, а также 4500 тонн кукурузы. Годом ранее под иностранным флагом ушло из порта в Турцию, Грецию, Италию и на Кипр 60,8 тыс. тонн агропродукции. В 2018 году показатель был 56,3 тыс. тонн.
Николаевский речной порт (ЧАО «Укрречфлот») перегрузил в прошлом году на суда под иностранным флагом около 62,4 тыс. тонн шрота, шелухи и т.д. В 2019 году отсюда ушло только 13,5 тыс. тонн высевок, а в 2018 году, согласно данным МорАда, иностранные судовладельцы не вывозили из Николаевского речпорта агропродукцию.

Собственно, именно эти два порта, соседствующие с морскими портами, и показали в 2020 году значительные положительные результаты – они перегрузили под иностранный флаг около 198 тыс. тонн из общих 352 тыс. тонн. На тех же терминалах, которые находятся вверх по реке Днепр и перевалили около 154 тыс. тонн, картина не столь радужная.

Днепропетровский речной порт (ЧАО «Укрречфлот») в прошлом году обработал 9000 тонн пшеницы и 11,7 тыс. тонн шрота и продуктов переработки, в общей сложности – 20,7 тыс. тонн. В то время как в 2019-м в этом порту в трюмы иностранных судов загрузили 57,8 тыс. тонн агропродукции. В 2018-м зерновые грузы такой флот в Днепропетровском речпорту не принимал.
Сократил объем перевалки агрогрузов на суда под иностранным флагом и терминал «Акварель» в том же городе Днепр: 30,2 тыс. тонн, а также партию пшеницы – 2000 тонн. Годом ранее терминал перевалил около 89,8 тонн шрота, пшеницы, в то время как в 2018 году агропродукцию терминал не перегружал на иностранный флот вообще.

В Запорожском речном порту (ЧАО «Укрречфлот») перегрузили в 2020 году около 5000 тонн шрота. Ни в 2019-м, ни в 2018 годах иностранный флот не принимал в этом порту такой груз.

Его сосед, «Третий экспедиционный отряд подводных и гидротехнических работ», отгрузил на суда под иностранным флагом 28 тыс. тонн шрота. Это значительно меньше прошлогодних результатов, когда он отгрузил 67 тыс. тонн агропродукции, преимущественно – того же шрота, который уходил в Турцию. В 2018-м партию шрота (2800 тонн) загрузили здесь только в трюмы одного судна под иностранным флагом.

«Тягинское ХПП» в прошлом году отгрузило в трюмы иностранных судов 4,9 тыс. тонн сои и партию 3 тыс. тонн кукурузы. В 2019-м были куда более вречатляющие результаты, когда предприятие отгрузило в Турцию 28,9 тыс. тонн сои и 3000 тонн пшеницы.
А вот терминала «Смарт Днипро» иностранный флот принял 15 тыс. тонн шрота и 11,4 тыс. тонн пшеницы, итого – 26,4 тыс. тонн. Это выше показателей предыдущего периода, когда терминал перегрузил 22,3 тыс. тонн агропродукции (12,2 тыс. тонн пшеницы, 6000 кукурузы, 3000 тонн шрота и около тысячи тонн сои).

«Днипрянский ХПП» (район Новой Каховки в Херсонской обл.) перегрузил в прошлом году 18,4 тонн шрота и 6100 тонн пшеницы. В целом это 24,5 тыс. тонн груза.

Терминал «Зерно Таврии» в 2020-м  погрузил в трюмы «иностранцев» 6000 тонн кукурузы, 2800 тонн сои и 2500 тонн подсолнечника. Годом ранее с терминала в Турцию такие суда забрали лишь 6000 тонн сои.



Читайте також